Я - дитя войны. И хотя война эта была уже давно, воспоминания детских лет нет-нет да и осветят вдруг отдельные уголки моей памяти...
...Вот я гоню вдоль своей деревни Лебеди, по Моздовке, гусей и, насколько хватает мочи, пою, вернее, ору песни. Мне лет пять или чуть больше, но песен я знаю уже немало. В основном они грустные, их всегда поет моя мама, особенно когда рано утром делает что-нибудь на кухне, а мы еще спим с сестрой на печке. Сквозь сон я часто слышу это пение и теперь непроизвольно пою, как и она, протяжно и грустно: Эх, летят утки и два гуся. Кого люблю, не дождуся... Допев песню до конца, тут же затягиваю другую: Две кукушки куковали, Улетели на войну. Прилетели и сказали, Что ваш папочка в плену. Пою с чувством - может, это про моего папу, он не пришел с войны.
Возле одной из хат стоит кучка баб, одетых по-праздничному. Я вспоминаю, как вчера бабушка и мама говорили про какой-то праздник, в который солнце на восходе играет. Я просил маму, чтобы она сегодня разбудила меня рано утром, хотелось увидеть, как будет играть солнце. Не разбудила - видно, пожалела. Бабы возле хаты машут мне, подзывая. Подхожу, оставив гусей на дороге. - Жень, спой нам! Я молчу.
- Сейчас мы дадим тебе самогончику, ты выпьешь, у тебя закружится голова, и ты нам споешь, - говорит одна из них. Она быстро идет в хату, выносит с чем-то стакан и дает его мне. Я знаю, что самогон пить маленьким нельзя, хотя вкус его мне неизвестен. Но ведь предлагают взрослые! Значит, можно? Я осторожно делаю пару глотков и протягиваю стакан обратно.
- Вода! - в голосе моем разочарование, бабы громко хохочут. Но та, что меня угощала, сохраняет серьезность:
- Подожди, подожди минуту, сейчас у тебя голова начнет кружиться, и ты запоешь.
Я стою, жду. Бабы смотрят на меня.
- Ну... закружилась?
Я отрицательно мотаю головой, моя искренность вызывает у них новый взрыв хохота. Иду к своим гусям.
Придя на поле, где по недавно скошенной ржи пасутся во множестве другие гуси, а в стороне резвятся их «пастухи» из нашей Моздовки, я подхожу к группе более взрослых парней и девчат и спрашиваю, играло ли сегодня утром солнце и как. Они переглядываются.
- Ну, да, - говорит один из них, - я видел, как оно играло. Так здорово!
- А как?
- Ну... на гармошке... Да, на гармошке! Сидело и играло.
Я недоверчиво смотрю на него, затем перевожу взгляд на тех, кто рядом с ним, как бы ища подтверждения.
- На чем сидело?
- На лавочке, на чем же еще, - говорит кто-то другой так же серьезно.
И тут они все, видя на моем лице сомнение и обступив меня, начинают радостно вставлять, хохоча и перебивая друг друга:
- А рядом - месяц! С балалайкой! И в фуражке! А солнышко - в платочке!
Я начинаю понимать, что не должен им верить, но как же тогда слова мамы и бабушки, что сегодня рано утром солнышко будет играть?!
Остаток дня провожу в беганье и забываю про гусей. Где искать, не знаю. Вечереет. Пустеет поле. А когда на нем не остается ни одного гусиного стада и окончательно сгущаются сумерки, группа колхозников, возвращающихся с дальнего поля, случайно натыкается на меня, свернувшегося калачиком и крепко спящего в прогретой за день солнцем борозде. Скобелев дед относит меня, сонного, на руках к нам домой. Гуси уже пришли сами.
...А вот я с моим дружком Витькой Рыжковым. Он живет всего через две хаты от меня, и мы с ним часто ведем беседы, сидя на траве за нашим сараем. Беседуем о разном, но чаще - о наших отцах, о войне. Например, победим мы американцев, если они нападут на нас, или нет?
- Конечно, победим! - говорю я солидно. - Гражданская война вон какая была, и то победили!
- И Отечественная война тоже - вон какая была! - говорит не менее солидно Витька. И мы соглашаемся друг с другом.
О наших отцах нам говорить непросто: мы их совсем не помним. Разве что поделимся чем- либо услышанным от взрослых. Но недавно Витька видел сон.
- Стучится кто-то в нашу хату, - рассказывает Витька. - Мать: «Кто?». За дверью: «Поля, милая, открой!». Мать открывает, а на пороге - отец. Весь в орденах и медалях. И говорит отец: «А где мой милый сыночек Витя?». И достает мне новые штаны и рубаху, тоже всю в орденах и медалях.
Мне так нравится Витькин сон, что я, придя домой, тут же рассказываю его маме с ревнивым чувством, что не я такой видел. Но мама почему-то лишь смеется. А на следующий день, придя вечером с работы, мама, вновь смеясь, рассказывает, как хохотали в поле все бабы, включая Витькиных мать и старшую сестру, слушая про его сон. В тот же вечер Витька вызвал меня на улицу:
- Ты зачем про мой сон рассказал? - обиженно говорит он.
- Надо мною теперь дома смеются.
Я таращу глаза: ведь я же хотел как лучше! Такой хороший сон!
… А вот я уже подрос, в четвертом или пятом классе. Отсутствие отца ощущаю все острее и все безнадежнее: за эти годы, если был жив, уже пришел бы. И все чаще на смену сиротливой беспомощности приходит желание быть в доме не только помощником матери (рвать поросенку траву, поливать и полоть в огороде, возиться с теленком и многое другое), но и в каких-то делах заменой отцу.
Например, обеспечивать, по мере моих возможностей, дом топливом, Так, я заимел небольшой топорик и хожу с ним по зиме в «низы» на болото, что ниже наших огородов. Там растет редкая ольха, она совсем молоденькая, так как вырубается ежегодно и в основном - на топливо. Там я нарубливаю маленькую, по своим силам, вязаночку, увязываю ее и тащу на спине через заснеженные огороды в горку к своему дому. Затем рублю ее на короткие отрезки, чтобы влезла в печку, и складываю на погребице. Одного рейса моего хватает, чтобы маме один раз протопить печку и сварить еду. Но я всегда стараюсь, чтобы у меня был запас на случай пурги или еще чего-нибудь.
Летом у меня другой источник горючего материала. Это коровы. Каждое утро деревенский пастух гонит стадо коров по деревне на пастбище, а вечером обратно. Если какой-то корове вздумалось оправиться, она делает это на ходу, оставляя на земле или траве лепешки, которые за один-два солнечных дня прекрасно высыхают. Я периодически собираю их и уношу домой. Тут тоже, между прочим, запас нужен на случай дождей, но это больше зависит уже не от меня, а от коров.
...А вот в области производства лыж мои успехи были несколько скромнее. Так хотелось иметь лыжи! Хоть какие-нибудь! Решил сделать сам. Только инструмента у меня - лишь молоток да топорик. Нашел где-то две досочки около метра длиной, заострил их с одного конца. Осталось загнуть. Кто-то подсказал, что сперва надо распарить, а уж потом гнуть. И вот я засовываю концы досочек в чугун, где мама варит всякие очистки и мелкую картошку для поросенка. Сколько парить, не знаю, так - на глазок. Затем по очереди засовываю распаренные концы в дверную ручку и гну. На одной из них образуется «закол». Я расстроен до слез - больше досок у меня нету, а эта будет упираться «заколом» в снег. Долго ищу выход. Наконец поступаю так: нахожу кусок жести и прилаживаю ее заплаткой на место закола. Жесть прибиваю гвоздиками, концы которых загибаю с обратной стороны. Посередине каждой досочки прибиваю по ремешку. Лыжи готовы! Они, правда, практически не скользят, но это - мои лыжи.
Я - дитя войны. И я же - сегодняшний дедушка моей почти уже взрослой внучки. И живут они во мне оба.
Е. ПРАСОЛОВ.
г. Губкин
Белгородская правда 31 января 2015